ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО БАСКЕТБОЛУ

Среди многочисленных видов спорта, которые культивируются в системе физического воспитания, баскетбол занимает одно из ведущих мест.

Уровень успешности спортивной деятельности в баскетболе, как и в любом другом командном виде спорта, создается благодаря взаимоотношениям в моделях «спортсмен -тренер», «спортсмен — команда», «спортсмен — спортсмен» при ведущей обобщающей роли «спортсмен — тренер». Эти взаимоотношения могут по-разному отражаться на эффективности соревновательной деятельности коллектива, независимо от их возрастной категории.

На современном этапе развития спорта в России остро стоит проблема воспитания высококвалифицированных специалистов в области спорта, в частности, тренеров по баскетболу, осуществляющих личностно-ориентированный подход и грамотное психолого-педагогическое сопровождение тренировочного процесса в спортивных организациях.

Психолого-педагогическое сопровождение — это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития личности взрослого или ребенка.

Полноценное развитие спортсмена складывается из двух составляющих:

— реализация тех функциональных возможностей, которые подростку открывает данный этап возрастного развития;

— реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда. И эта составляющая очень важна для становления будущего профессионального спортсмена.

Необходимо также учитывать специфику спортивной специализации. Очевидно, что стратегия психолого-педагогической подготовки в индивидуальных видах спорта, к примеру, легкоатлетов, отличается от стратегии подготовки баскетболистов. В первом случае — это один спортсмен, одна личность, а во втором — единый коллектив, который состоит из множества индивидуальностей со своими психологическими особенностями.

Характеризуя баскетбол как игровую спортивную деятельность можно выделить следующие специфические особенности:

—  командный характер деятельности;

—  необходимость взаимодействия с партнерами;

— обязательное наличие у спортсменов хорошего развития таких спортивно-важных психических процессов, как произвольное внимание, оперативная память, тактическое мышление, стрессовая устойчивость;

—  высокая динамично-взрывная работа организма спортсмена в режимах максимальной интенсивности;

—  подчиненность игровому амплуа;

—  действия отдельного игрока подчинены общекомандным задачам и целям;

—  сложность действий баскетболистов;

—  частые скоростные перемещения игроков, прыжки, рывки;

—  чередование успехов и неудач;

—  зависимость успешной деятельности команды от согласованности действий партнеров между собой, четкого распределения игровых функций, взаимозаменяемости и взаимовыручки на площадке;

—  наличие большего количества зрителей и публичности соревнований.

Формирование фундамента общей и специальной физической подготовки и становление личности спортсменов-баскетболистов происходит в категории детско-юношеского спорта. Поэтому ставится задача реализации психологической подготовки юных спортсменов и баскетболистов разного возраста.

Вместе с тем, известно, что в профессиональный спорт попадает не большое количество выпускников баскетбольных школ, большинство же заканчивают их и к 18 годам прекращают играть. Хотелось бы понять причины этого явления.

Российская система подготовки молодых баскетболистов отличается от зарубежной системы большим объемом нагрузок с «выводом» на функционально-физиологический пик к 17 годам. Подготовка осуществляется преимущественно в спортшколах с авторитарным стилем управления, что может влиять деструктивно на подростка и приводить к резкому снижению мотивации в плане продолжения занятий спортом. Поэтому важно не допустить случайных педагогических ошибок и неосторожных поступков, учитывая, что в психологическом аспекте одно из общих возрастных качеств спортсмена-баскетболиста — это необходимость в самоутверждении, которое формируется в процессе тренировочной работы.

Достаточно полную оценку результата совместной работы педагога и ученика можно дать к 15 годам. Переход из юниорского возраста во взрослый предъявляет высокие требования к психологической подготовленности юноши. Только четко составленный и правильно организованный тренировочный процесс совместно с профессиональным психолого-педагогическим сопровождением является той важной основой, которая поможет вывести спортсмена на высокий уровень готовности. Реализовать всю психологическую программу сопровождения спортивного резерва практически невозможно без участия спортивного психолога. Однако на практике к помощи спортивного психолога обращаются очень редко, а на постоянной основе эти специалисты в спортивных организациях фактически не работают. Таким образом, психологический аспект подготовки спортсменов остается дефицитарным.

В таких условиях представляется возможным повышение эффективности подготовки спортивного резерва за счет повышения качественного уровня психолого-педагогического образования будущих тренеров по баскетболу. Этого можно добиться за счет введения в учебные планы подготовки специалистов и магистрантов вузов физкультурного профиля спецкурсов по психолого-педагогическому сопровождению спортсменов командных видов спорта. Профессиональное и грамотное психолого-педагогического сопровождение поможет изменить отношение к себе у тех баскетболистов, которые недооценивали свои возможности, и создать благоприятный психологический климат в команде, что должно положительно отразится на спортивных результатах.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ал Арджа Мохаммед Али Мохаммед. Психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов командных видов спорта (на примере футбола и хоккея) : дис. … канд. психол. наук /Ал Арджа Мохаммед Али Мохаммед. — Санкт-Петербург, 2016. — 148 с.
  2. Залалетдинов, А.Р. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности у футболистов разного возраста / А.Р. Залалетдинов, Н.А. Ярыгина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, Психология. — 2015. — № 14 (23). — С. 88-90.
  3. Индивидуальные особенности контроля за действием в спорте / В.А. Москвин, Н.В. Москвина, Н.С. Шумова, А.Г. Ковалевский // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 1. — С. 76-79.
  4. Насибуллина, А. Д. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учреждения дополнительного образования детей / А.Д. Насибуллина. — Оренбург : Изд-во Оренбургского гос. пед. ун-та, 2008. — 160 с.
  5. Шамардин, А.А. Подготовка тренера к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде : монография / А.А. Шамардин, А.В. Неретин ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. — Волгоград : [б.и.], 2015. — 229 с.
  6. Шамардин, А.А. Роль тренера в формировании положительного социально-психологического климата в спортивной команде / А.А. Шамардин, А.В. Неретин // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IX Международной научно-практической конференции. — Смоленск : [б.и.], 2015. — С. 114.

Инструктор-методист:  Харина Светлана Владимировна