Соловьёва Г.В. (тренер-преподаватель). Проект на тему: «Технология скоростно-силовой подготовки баскетболистов 14-15 лет».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

1.1. Морфофункциональные предпосылки развития скоростно-силовых качеств

1.2. Понятие о скоростно-силовых качествах и их проявлениях

1.3. Скоростно-силовая подготовка в тренировочном процессе юных баскетболистов

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Определение оптимальных параметров скоростно-силовых нагрузок

3.2 Анализ результатов эффективности методики развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов

Выводы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.  Современный баскетбол характеризуется  атлетичностью игры, быстрой сменой игровых ситуаций, причем, все это происходит при постоянном единоборстве соперникам на фоне лимита времени владения мячом.

Современные правила игры  в  баскетбол  заставляют  тренеров подбирать в команды игроков высокого роста с развитой скоростью реакции и техникой выполнения  игровых приемов, обусловливающих стабильность проведения тактических действий.

В современной  литературе  подробно  описываются  средства  и методы развития скоростно-силовых способностей у спортсменов высокого класса. Физическая же подготовка юных  баскетболистов,  и, прежде всего развитие скоростно-силовых качеств у юношей, занимающихся баскетболом в школьной секции,  практически не описывается.  Массовый баскетбол развивается по пути,  по которому идет спорт  высших достижений, а он характеризуется   повышением  требовательности  к  скоростно-силовой подготовленности. Все  вышеперечисленное  подчеркивает  актуальность поднятой нами проблемы.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что разработанный нами комплекс специальных  упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств, эффективнее  традиционного, используемого на занятиях в секции баскетбола общеобразовательной школы.

Цель исследования. Определить средства развития скоростно-силовых качеств и величину нагрузки при развитии скоростно-силовых качеств.

Объект  исследования: физическая  подготовка  юношей  14-15  лет занимающихся в школьной секции баскетболом.

Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств.

Практическая  значимость.  Результаты   исследования   могут  быть использованы   при  подборе средств  и  методов   тренировки,  юных баскетболистов, что позволит повысить уровень их специальной физической подготовленности и эффективность учебно-тренировочного процесса.

 

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

1.1 Морфофункциональные предпосылки развития скоростно-

силовых качеств у юношей 14-15 лет

         Развитие человека от момента рождения и до смерти (онтогенез) представляет непрерывный единый процесс (индивидуальное развитие). На протяжении  жизни  организм претерпевает  ряд  закономерных анатомо-физиологических изменений.

Онтогенез  обусловлен  влиянием  наследственных факторов  и  определяется генетической программой, которая складывается в результате взаимодействия   родительских    генов.    Генетическая    программа индивидуального  развития   реализуется   в   определенных   условиях окружающей среды.

Формирование  органов  и  систем развивающегося  организма происходит гетерохронно (не одновременно):  одни  из  них развиваются раньше, другие — позднее [11].

В   ходе  индивидуального  развития   человека  непрерывно совершается  два   взаимосвязанных  процесса:  ассимиляция  (усвоение, создание)  и диссимиляция (разрушение,  распад). На  различных этапах развития соотношение между этими процессами изменяется. В период роста и формирования организма преобладает ассимиляция. Отмечается усиленный синтез белков,  который сопровождается  относительно  большими, чем  у взрослых, энергетическими тратами [18].

Огромное  влияние на развитие человека оказывают движения, физические упражнения. Недостаток движения, ограничение  двигательной активности (так называемая гипокинезия)   отрицательно  сказывается  на формировании  организма.  Деятельность различных  систем  организма находится  в  прямой  зависимости  от   активности скелетных  мы шц.Двигательная  активность  стимулирует  обмен  веществ  и   энергии, совершенствование всех функций и  систем  организма и повышает его работоспособность. Осваивая новые движения, человек обучается управлять работой  мышц,  сложными  движениями,  необходимыми в  спортивной деятельности. Двигательная активность способствует усвоению информации, которая  поступает из  внешней  среды  через  сенсорные  системы.  Эта информация имеет значение для физической, умственной работоспособности и становления человека как личности [21].

Дети  14-15 лет входят  в группу подростков. В  этом  возрасте происходит интенсивный рост, развитие  организма,  увеличение размеров тела.  Совершенствуется мышечный аппарат,  идет  процесс  окостенения скелета. Подростки выглядят  нескладными, угловатыми. Это объясняется неравномерным физическим развитием: в то время как кости позвоночника и костей интенсивно растут в  длину, грудная клетка в развитии отстает. Годичный прирост длины тела достигает 4-7  см главным образом за счет удлинения  ног. Масса  тела прибавляется ежегодно  на 3-6  кг.. Наиболее интенсивный  темп роста мальчиков происходит в 13-14  лет, длина  тела прибавляется  за год на 7-9 см. Быстро растут длинные  трубчатые кости верхних  и нижних конечностей,  ускоряется  рост в  высоту позвонков. Позвоночный столб очень подвижен в этом возрасте. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя  процесс окостенения, могут  замедлить рост трубчатых костей в длину.

Быстрыми темпами развивается мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачек  в увеличении общей  массы  мышц,  главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-15 лет.

Рост   и  формирование   организма,    эффективность   его взаимодействия с внешней средой во  многом зависят от развития нервной системы  и, главным образом, её ведущего отдела коры больших полушарий головного мозга [29].

Подростковый возраст совпадает с пубертатным скачком роста и физического развития. Начало этого процесса приходится у мальчиков на 13-15   лет.  Происходит  интенсивный  процесс   полового   созревания, увеличивается мышечная сила, которая ещё не означает роста выносливости. Но  ребята,  испытывая прилив  сил и  энергии, берутся  за тяжелую, часто непосильную физическую работу, в результате которой  может нарушиться структура костей  позвоночника,  таза и конечностей. Это  обязывает относиться к занятиям с детьми очень  внимательно, дозировать упражнения в соответствии с особенностями их возраста.

У  подростков  преобладают  процессы  возбуждения,  заметно ухудшается  дифференцированное  торможение,  условно-рефлекторные реакции  становятся  менее  адекватными  раздражению  и  носят  более выраженный, «бурный» характер. Отчасти этим объясняется тот факт, что двигательные действия подростка нередко отличаются большим  числом дополнительных  движений,  сокращением ненужных  мышц,   излишней закрепощенностью. У  детей этого  возраста могут наблюдаться  временные трудности в образовании условных рефлексов и дифференцировок. Подростков   отличает  резко   повышенная   эмоциональность поведения,  сопровождающаяся  подчас психической неустойчивостью — быстрым переходом от угнетения к радости и наоборот. Подобные изменения носят временный  характер  и являются  следствием нейрогормональных сдвигов, присущих данному возрастному периоду [29].

Как  период  полового созревания  этот возраст примечателен активизацией гормональной функции  половых желез. На фоне  включения половых желез  во взаимодействие с гипофизом и щитовидной железой изменяются  нейроэндокринные  и   нейрогуморальные  соотношения  в организме, характерные для предшествующего периода детства [11].

Особенность обмена веществ у детей школьного возраста состоит в том,  что  значительная  доля образующейся энергии  (больше,  чем  у взрослых) идет на процессы роста, развития организма, т.е. на пластические процессы. Следовательно, во время спортивной деятельности расход энергии  связан  не только с необходимостью восполнить  её  источники, но и с процессами роста, развития.  У детей потребность  в белках выше,  чем у взрослых. Юношам в 14-15 лет на 1 кг. массы тела требуется 2-2,5 г белка, а взрослым — 1-1,5 г. Так как у детей синтез белков преобладает над распадом, для растущего  организма  характерен положительный азотистый баланс, когда количество азота, вводимого с белковой пищей, превышает количество азота, выводимого с мочой [29].

Важно не только количество, но и качество потребляемых белков. Полноценность   белков  определяется  наличием  в   них   аминокислот, необходимых   для   синтеза.  Большое  значение   имеет поступление  в достаточном  количестве незаменимых  аминокислот.  Недостаток   белка замедляет развитие ребенка. У детей, занимающихся спортом, особенно при значительном увеличении мышечной массы, потребность в белках повышена в 1,5-2 раза.

Жиры и жироподобные вещества  играют существенную роль в процессах роста. Они важны для морфологического  и функционального созревания нервной системы. Жиры необходимы для образования клеточных мембран. Суточная норма  жиров на 1  кг. веса тела составляет в 14-15 лет 1,5 г.

При избыточном потреблении жиры могут откладываться в запас. Особенно много их  накапливается  в  организме  при  недостаточной двигательной   активности.  Избыток  жиров  нарушает  обмен  веществ, расстраивает пищеварение, отрицательно влияет на  физическое развитие. У детей обмен жиров носит неустойчивый характер.

Обмен углеводов у детей происходит с высокой интенсивностью. Это связано с тем, что углеводы у них выполняют не только  роль основных  источников энергии, но и важную  пластическую  функцию, обеспечивая формирование оболочек клеток,  а также соединительной ткани. За сутки дети 14-15 лет должны получать с пищей 350-370 г углеводов [29].

Регуляция углеводного обмена у детей менее совершенна, чем у  взрослых.  Это проявляется в более медленной  мобилизации углеводных ресурсов,  а  также  в  меньшей  способности  сохранять  необходимую интенсивность углеводного  обмена  при работе. Так, при напряженной спортивной деятельности у подростков уровень сахара в  крови  снижается чаще, чем у взрослых. Эмоционально насыщенные занятия, использование разнообразных упражнений способствует сохранению  нормального уровня сахара в крови.

Вода составляет около 80% массы тела ребенка. По мере развития организма количество воды уменьшается до нормы (67-72% массы тела). Чем младше ребенок, чем быстрее он развивается, тем выше у него потребность в воде.

В  возрасте 14-15 лет суточная потребность в воде составляет 70-85 г на 1 кг. массы тела (к примеру, в 18 лет — 40-50 г).

Несмотря на то, что относительное количество потребляемой воды с  возрастом  уменьшается,  абсолютное  количество  увеличивается. Это связано с тем,  что с  возрастом  растет масса  тела  ребенка. Для  детей характерна повышенная гидролабильность, т.е. способность быстро терять и быстро  депонировать  воду.  Это  обусловлено недостаточно совершенной нервной и эндокринной регуляцией водного обмена [18].

Минеральные    вещества   имеют  большое   значение   для формирования  костной  ткани,  главным  образом  кальций и  фосфор. Потребность в них увеличивается, особенно в период  полового созревания подростков, в период усиленного роста. У старших школьников потребность в кальции составляет примерно 1,0 г.

Для нормального развития детей важно не только абсолютное количество минеральных веществ, но и их соотношение.

Растущий организм нуждается в калии, натрии, хлоре, железе, а также таких микроэлементах, как медь, цинк, кобальт, марганец.

Энергетический обмен у детей  выше, чем у взрослых. Большой расход энергии связан не только с усиленными пластическими процессами, но и обусловлен интенсивной (больше чем у взрослых) работой дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также с большой теплоотдачей [36].

Расход энергии во время выполнения физических упражнений также зависит от возраста. У подростков при  выполнении одинаковой со взрослыми работы энергетический обмен  выше. Под влиянием спортивной тренировки энергетическая стоимость упражнений понижается. Установлено, что у юных спортсменов потребление кислорода увеличивается в меньшей мере, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.

У детей также меньше максимальный уровень увеличения обмена при напряженной мышечной деятельности. Установлена зависимость МПК (максимального   потребления   кислорода)  от  индивидуальных  темпов развития организма. У  подростков, опережающих  своих сверстников  в темпах физического развития, МПК выше, чем у отстающих.

У  юных спортсменов максимальный уровень  энергетического обмена выше, чем у детей, не занимающихся спортом.

Объем циркуляции крови (по отношению к весу тела) зависит от возраста: в 14-15 лет — 70 мл, у взрослых — 50-65 мл.

Мышечная    деятельность   сопровождается   существенными изменениями  в системе  крови.   Для  подростков  характерны  более значительные, чем для взрослых, изменения ряда показателей крови после мышечной  работы:  повышение лейкоцитов,  эритроцитов, тромбоцитов, свертывания крови и более  длительный период их восстановления. Кроме того,  у подростков  14-15  лет отмечена  разнонаправленность  сдвигов отдельных показателей  крови, что связано  с перестройкой в этот период  нейроэндокринной регуляции функций.

Для мышцы сердца детей характерен высокий  уровень расхода энергии. Это находит отражение в большом потреблении кислорода мышцей.

В процессе роста и развития ребенка увеличивается масса сердца. Частота сердечных сокращений с возрастом понижается. У подростков она уже приближается к данным взрослых и составляет примерно 80 уд/мин.

При   одинаковой нагрузке  ЧСС  с  возрастом  уменьшается. Мальчики 14-15 лет при  ЧСС 130 уд/мин могут выполнять работу, не тпревышающую 70 ватт, а 18-ти летние — 122 ватт. Т.е. у подростков больше интенсификация  сердечной деятельности и работа осуществляется  менее экономно [36].

Организму  подростков    повышение   величины   нагрузки (увеличение мощности, продолжительности и числа повторений упражнений, уменьшение  интервала отдыха) стоит дороже, чем  взрослому организму. Например, в возрасте  14-15 лет при увеличении нагрузки на 1 кг. в 1 с учащение сердцебиений составляет 6,4-9,5 уд/мин, а у взрослых — 3,6-5,3 уд/мин.

У детей при напряженных физических упражнениях максимальная ЧСС находится в обратной зависимости от  возраста: чем младше ребенок, тем она выше. Например, у  14-ти летних ребят максимальная ЧСС составляет 206 уд/мин, у 15-ти летних — 205 уд/мин. (Формула вычисления: 220 – возраст (год)).

Таким образом, как ЧСС покоя, так и любая рабочая ЧСС при одинаковых нагрузках и максимальная ЧСС у детей выше, чем у взрослых.

После непродолжительных упражнений максимальной мощности у детей 14-15 лет восстановление ЧСС происходит быстрее, чем у взрослых. После напряженных и продолжительных упражнений период восстановления ЧСС   с   возрастом   укорачивается.  Это   связано   с   повышением работоспособности [29].

Систолический объем крови в возрасте 14-15 лет составляет 40-50 мл. Прирост его  определяет увеличение сердечного выброса. В покое в возрасте  14-15 лет сердечный выброс равен 3,2-3,4 л/мин. При мышечной работе  систолический  объем   и  сердечный   выброс  увеличивается.

Систолический  объем  достигает  80-90  мл,  а сердечный  выброс  при напряженной мышечной деятельности по сравнению с покоем увеличивается в 4-5 раз.

Существенная особенность адаптации детского сердца состоит в том, что прирост сердечного выброса происходит преимущественно за счет увеличения ЧСС при относительно невысоком повышении систолического объема крови.

Особенность  кровообращения  детей  как в  покое, так  и при мышечной  работе тесно  связаны с  обменом  веществ.  Более высокая интенсивность энергетического обмена, относительно большее потребление 02  (на 1  кг.. массы  тела)  предъявляют к  сердцу  детей  значительные требования. Поэтому сердце  у подростка как в условиях покоя, таки при мышечной деятельности работает несколько напряженнее, чем у взрослых [18].

По  мере  развития  детей увеличивается просвет  кровеносных сосудов. В результате повышается объем циркуляции крови и создается условия  для  лучшего  кровоснабжения тканей, работающих органов кислородом и удаления продуктов распада.

Наряду с  расширением  просвета сосудов  образуются  новые кровеносные  сосуды.  Это  особенно характерно для  детей,  активно занимающихся  физической культурой и спортом. Формирование  новых сосудов в  результате  регулярной мышечной  деятельности  приводит к усилению  периферического  кровообращения.  С  возрастом  артериальное давление (АД) повышается. Минимальное АД в 12-13 лет равно 83 мм рт. ст.

У подростков в таком  возрасте иногда отмечается временное повышение систолического давления до 130-140  мм  рт.  ст. (юношеская гипертония).  Это связывают с тем, что  развитие сердца и кровеносных сосудов происходит нередко  не  синхронно.  Так,  в  период полового созревания рост сердца может опережать рост кровеносных  сосудов. В результате  сердцу приходится  преодолевать большое сопротивление со стороны относительно узких кровеносных сосудов. Это следует учитывать при занятиях:  тщательно дозировать  и индивидуализировать физические нагрузки [36].

У детей систолическое давление во время физических упражнений увеличивается  значительно меньше, чем у  взрослых. Так,  у  14-ти летних школьников   при  выполнении  упражнений   максимальной  мощности систолическое давление увеличивается в среднем на 32 мм рт. ст., а у 20-тилетнего человека — на 50 мм рт. ст.

У  юных  спортсменов  различные эмоции  быстрее  и сильнее отражаются   на   сердечно-сосудистой   системе,   чем   у   взрослых. Продолжительные  отрицательные  эмоции  могут  нарушить  регуляцию сердечно-сосудистой системы и, естественно, неблагоприятно отразиться на спортивных достижениях [29].

Таким образом, у детей 14-15 лет на фоне морфологической и функциональной  незрелости   сердечно-сосудистой  системы,  а  также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих  различные  функции   сердца   и  сосудов.   Поэтому адаптационные  возможности системы кровообращения ещё не достаточно развиты. Система кровообращения их реагирует на нагрузки не экономично.

Полного  морфологического  и функционального совершенства сердце достигнет лишь к 20-ти годам [11].

С  ростом и развитием организма увеличивается объем лёгких. Очень интенсивный рост лёгких происходит в 14-15-ти летнем возрасте. С 11 до  15  лет  объем  лёгких увеличивается почти в  два раза. Рост лёгких происходит  в  основном не за счет увеличения числа, а  за счет объема альвеол.

С  возрастом  изменяется  общая  емкость лёгких,   которую составляют остаточный объем и ЖЕЛ (жизненная  емкость лёгких), причем остаточный объем увеличивается меньше, чем ЖЕЛ. У детей, занимающихся спортом,  отмечено более  значительное  увеличение  с возрастом общей емкости лёгких — как в абсолютных, так и в относительных величинах. Показатель жизненной емкости лёгких растет в подростковом возрасте: у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет) [36].

По   мере   развития  организма  изменяется режим  дыхания: длительность дыхательного цикла, временное соотношение между вдохом и выдохом, глубина и частота дыхания.

Баскетбольный тренировочный лагерь PROBASKET

Режим дыхания  у детей  среднего школьного возраста менее эффективный,  чем у взрослых.  За  один  дыхательный  цикл  подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови  кислородом, а дыхание после задержки  возобновляется при ещё высоком  содержании кислорода  в крови. У подростков 1 литр кислорода извлекается из 29-30 л воздуха, вентилирующего лёгкие, у взрослых — из 24-25 л. Таким образом, дети потребляют относительно  больше кислорода за счет более напряженной деятельности дыхательного аппарата, они уступают взрослым в способности преодолевать недостаток кислорода.

У  детей   одинаковая  со   взрослыми  мышечная   нагрузка сопровождается большим усилением  внешнего дыхания,  потребления О2. Влияние   спортивной тренировки   проявляется   в   снижении  лёгочной вентиляции и  потребления  О2 при стандартной  нагрузке. Тренированные дети выполняют физическую нагрузку при меньшем усилении дыхания по сравнению с нетренированными.

Дети   характеризуются   меньшими   возможностями   усиления внешнего дыхания и потребления О2 при работе.

Лёгочная вентиляция у них увеличивается преимущественно за счет учащения дыхания, а не увеличения его глубины.

Меньшая способность  детей снабжать организм кислородом  при работе определяется также меньшей кислородной емкостью крови. Другая причина меньшего усиления потребления кислорода у детей при выполнении физических упражнений заключается в возрастных особенностях сердечно-сосудистой системы: обеспечение организма кислородом осуществляется за счет  более  напряженной  и  менее эффективной деятельности  сердца. Например,  даже  в условиях  относительного  покоя потреблению  1  л. кислорода у  подростков  соответствует  сердечный выброс  21-22 л,  а  у взрослых — 15-16 л.

Подростковый   возраст  —   это   период   продолжающегося двигательного   совершенствования  моторных   способностей,   больших возможностей  в  развитии  двигательных  качеств.  Прирост  основных двигательных способностей  в  среднем школьном  возрасте приведен  в таблицах 1,2 [36].

У  детей  среднего  школьного  возраста  достаточно  высокими темпами   улучшаются  отдельные    координационные  способности (в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности;   умеренно   увеличиваются   скоростные  способности  и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

В процессе спортивной деятельности в физиологическом состоянии организма отличается несколько периодов, сменяющих друг друга: стартовое состояние,    врабатывание,   устойчивое   состояние,   утомление    и восстановление.

У  юных  спортсменов  предстартовые  условно-рефлекторные изменения различных функций могут быть более выражены, чем у взрослых. Словесная информация о предстоящей мышечной деятельности вызывает у детей более заметные изменения ЧСС (частоты сердечных сокращений) и АД (артериального давления), причем  у занимающихся спортом  пред рабочее увеличение функций более значительно по сравнению с не занимающимися спортом.

Период врабатывания у детей несколько короче, чем у взрослых.

После  периода  врабатывания наступает устойчивое  состояние. Способность удерживать устойчивое состояние зависит от возраста. Дети меньше, чем взрослые, способны сохранять его. Они быстрее достигают максимального уровня потребления  О2, но в способности удерживать этот уровень уступают взрослым. Более короткий период устойчивого состояния сочетается у подростков с более стремительным, чем у взрослых, развитием гипоксемии, что является результатом большего рассогласования функций у подростков при напряженной мышечной деятельности.

От возраста зависит также характер процессов утомления. У детей в период  утомления  работоспособность, скорость движений снижаются в большей мере, чем у взрослых.  Дети вынуждены прекращать работу при меньших изменениях внутренней среды организма, в условиях значительно меньшей кислородной задолженности [18].

При  умеренной  аэробной работе  в  период  развивающегося утомления у подростков больше  выражены дискоординация вегетативных функций (дыхания  и  кровообращения),  в  большей  мере  повышается энергетическая стоимость упражнений.

 Таблица 1

Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего и старшего  школьного возраста (%)

 

Физические способности Среднегодовой прирост Общий прирост
мальчики девочки мальчики девочки
Скоростные 3,9 2,9 15,4 11,5
Силовые 15,8 18,4 79,0 92,0
Общая выносливость 3,3 2,1 13,0 8,4
Скоростная выносливость 4,1 1,0 16,4 4,0
Силовая выносливость 9,4 3,3 37,5 13,1

Таблица 2

Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 11-15 лет (%)

 

Суставы

Гибкость

активная

пассивная

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Подвижность в суставах

плечевого пояса, локтевых и

лучезапястных-ОД-1,4-0,8-1,7Подвижность в

тазобедренных, коленных и

голеностопных суставах-1,7-2,6-3,4-2,3Подвижность различных отделов

позвоночного столба:    — тазобедренный сустав при   сгибании туловища3,410,4— нижний поясной отдел5Д20,0— верхнегрудной отдел11,66,4—

Возраст влияет и на характер восстановительных процессов после физической   нагрузки.  После   непродолжительных,   преимущественно анаэробных упражнений, восстановление работоспособности, вегетативных функций, ликвидации  кислородной задолженности у детей происходит в более короткие, чем у  взрослых, сроки. Правда, как в абсолютных, так и в относительных единицах, величина кислородной  задолженности у детей меньше.  При работе  максимальной  мощности  у  детей   14-15  лет восстановление потребления 02 происходит на 12-14-й мин, а у взрослых — на 16-18-й мин.

Восстановительные процессы после интенсивных упражнений носят неравномерный характер. Сначала они протекают быстро, а затем медленно. В быструю фазу  восстановления ликвидируется большая, чем  у взрослых, часть кислородного долга. С возрастом (от 11  до  20 лет)  наряду  с повышением выносливости  и возможности производить большую работу увеличивается время восстановления.

Признавая важность и  значимость  генетического  фактора,  не следует умалять и роли внешней среды.  Генетическая информация может быть реализована только в  том  случае, если она в  каждом возрастном периоде будет оптимально взаимодействовать с определенными условиями среды.  Установлено,  что эффективность спортивного совершенствования значительно выше,  если акценты педагогических влияний  совпадают с индивидуальными анатомо-физиологическими особенностями  спортсмена в данный возрастной период.

Влияние определенного фактора  среды неодинаково на различных этапах  развития организма. Для каждого этапа характерен «свой комплекс» наиболее  действенный  факторов,  которые  дают  наибольший  эффект. Неадекватным возможностям организма  внешние факторы не позволяют использовать  резервы  организма,  которыми он располагает на отдельных этапах  онтогенеза.

Быстроту  и   скоростно-силовые  качества  относят  к  числу консервативных проявлений двигательных способностей человека, т.е. слабо изменяющихся под влиянием спортивной тренировки. Важно, что развитие двигательных качеств у спортсменов  14-15 лет находится в зависимости не сколько от паспортного, сколько от биологического возраста. Неодинаковые темпы  развития детей  одного и того же паспортного возраста могут ввести тренера в заблуждение в отношении их истинных способностей. Высокий спортивный результат в детские годы может быть обусловлен не спортивной одаренностью, а  генетически более ранними  сроками  биологического созревания. Таким  образом,  акцент  при спортивном отборе  на детей-акселератов не всегда целесообразен.  Нередко подростки с замедленными темпами  индивидуального   развития   являются  потенциально  более способными, но их одаренность может проявиться позднее.

Спортивные достижения определяются, с одной стороны, уровнем исходных  результатов (ювенальные  показатели),  а с  другой – темпами прироста их в ходе спортивного совершенствования. Поэтому необходимо учитывать не только исходный уровень достижений, но и темпы.

Таким  образом, дети  14-15  лет характеризуются максимальным темпом  роста, нарастанием функциональных резервов  их организма. Дляэт ого возраста характерно:  усиление  окислительных процессов,  резко выраженные   эндокринные   сдвиги,   процессы   морфологической   и функциональной дифференцировки головного мозга и внутренних органов. Важность  этого возрастного  периода  определяется тем, что именно в это время происходит переход  от характерного  для раннего детства типа отношения взрослого и ребенка к качественно новому специфическому типу общения  взрослых  и  детей.  Высокого  уровня  достигает  способность управлять своим внимание: увеличивается объем внимания, вырабатывается умение   концентрировать и распределять его. Все это позволяет выполнять сложные  виды  деятельности. Создаются  предпосылки для  овладения практически любым видом движений.

В   период  полового  созревания  возникает  необходимость  в дифференцированном  подходе  при  определении  величин  физической нагрузки от  степени половой зрелости. Половое созревание —  это процесс, вернее комплекс процессов, результатом которого является половая зрелость [29].

В   этом  возрасте  продолжается   формирование  позвоночника, происходит  интенсивный  рост всех  его отделов, сохраняется  опасность нарушения осанки и прогрессирования сколиозов.

В связи с несовершенством  нейроэндокринной регуляции нередко  возникаю  нарушения пропорциональности в развитии отдельных органов исистем организма. Вырабатываются гормоны, меняется функционирование нервной системы. Происходит ускоренное развитие всего организма (32).

Многие спортсмены-подростки добиваются высоких результатов в занятиях спортом,  прочем, чем выше  степени  половой зрелости  в  этом возрасте, тем  при прочих равных условиях будет  выше  и физическая работоспособность детей.

Однако  биологические  перестройки  организма,  связанные  с периодом  полового созревания,  требуют от  педагога  исключительного внимания при дозировании физических нагрузок. Переоценка возможностей детей 14-15 лет может  вызвать  нарушения роста,  развития и  здоровья, задержку полового созревания [36].

К  подростковому  возрасту  вследствие  относительно высокой морфологической  и  функциональной  зрелости двигательного  аппарата создаются благоприятные условия для воспитания физической силы.

   1.2. Понятие о скоростно-силовых качествах и их проявлениях

        Сила  —   это  способность  человека  преодолевать  внешнее сопротивление  или  противостоять ему  за  счет  мышечных  усилий (напряжений),  а под скоростными способностями понимают возможности человека,  обеспечивающие  ему  выполнение  двигательных действий  в  минимальный для данных условий промежуток времени [33, 42].

Скоростно-силовые  качества являются своеобразным соединением скорости и силы.

Под   скоростно-силовыми   качествами  понимают  способности выполнять движения максимальной  интенсивности в минимальный  отрезок времени [16, 25].

Скоростно-силовые   качества  характеризуются  непредельными напряжениями мышц,  проявляемыми с  необходимой, часто максимальной, мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей,  как  правило,  предельной  величины.  Они проявляются  в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений.

Особенность данного соединения заключается  в  том, что между скоростью и максимальной силой существует отрицательная взаимосвязь. Те есть, максимальные  мышечные напряжения достижимы при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движения имеет место при минимальных отягощениях [24].

Между  этими   максимумами   находится  область  проявления скоростно-силовых качеств. При проявлении  скоростно-силовых качеств наибольшая трудность состоит в том, чтобы совместить на высоком уровне проявление  скоростных  и  силовых  возможностей.  При  этом,   чем значительнее  внешнее отягощение,  преодолеваемое   спортсменом,  тем большую  роль  играет силовой компонент, а при меньшем  отягощении возрастает значимость скоростного компонента [43]. Но скоростно-силовые качества это не просто соединение скорости и силы. Как показывают различные исследования, — нет  достоверной взаимосвязи результатов  скоростно-силовых  тестов,  как с силовыми,  так  и  со скоростными. Поэтому многие авторы рассматривают  скоростно-силовые качества не как разновидность силовых,  а  как отдельное двигательное качество.

К скоростно-силовым способностям относят:  1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением   мышц,  проявленным в  упражнениях,  выполняемых  со  значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила — характерное качество для спортивных специализаций,  в которых уровень развития специальных скоростно-силовых качеств  играет важную роль, а это прежде всего спортивные игры (баскетбол, баскетбол, футбол) [34].

В физическом воспитании и на спортивной тренировке очень важны собственно силовые  способности. Для оценки степени развития собственно силовых способностей различают  абсолютную  и  относительную силу.

Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила – это сила, проявляемая человеком в перерасчете на 1 кг. собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к  массе тела человека. В двигательных действиях,  где  приходится  перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение [22].

Результаты исследований  позволяют утверждать, что  уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные  занятия  и др.). В  то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые же  качества примерно в равной мере  зависят как от наследственных, так и от средовых факторов [2].

Скоростно-силовые возможности человека зависят от комплекса факторов. Среди них выделяют: 1) собственно-мышечные;  2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биохимические;  5) биомеханические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К  собственно  мышечным факторам  относят:   сократительные свойства ышц, которые зависят  от  соотношения белых (относительно быстро   сокращающихся)    и    красных    (относительно   медленно сокращающихся) мышечных волокон;  активность  ферментов  мышечного сокращения;  мощность   механизмов  анаэробного   энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц;  качество мышечной координации [32].

Суть  центрально-нервных факторов  состоит в  интенсивности (частоте) эффективных импульсов, посылаемых к мышцам, в  координации их сокращений  и расслаблений,  трофическом влиянии центральной  нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению  мышечных усилий. Они включают в  себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы,  способствующие проявлению  максимальных либо  интенсивных и длительных  мышечных напряжений [30].

Определенное   влияние   на   проявление   скоростно-силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве,  прочность    звеньев    опорно-двигательного   аппарата), биохимические   (гормональные)   и   физиологические   особенности функционирования  периферического  и  центрального  кровообращения, дыхания и др. факторы. Ведущими морфологическими и функциональными

факторами, влияющими на скоростно-силовые качества, являются:

—  толщина мышечных волокон (физиологический поперечник);

—  количество сократительных белков в мышечном волокне;

—  количество нейромоторных единиц, вовлекаемых в работу;

—  частота и сила нервных импульсов;

—  уровень межмышечной координации;

—  соотношение быстрых и медленных мышечных волокон;

—  механические условия мышечной тяги (соотношение отдельных

звеньев тела) [35].

Скоростно-силовые    способности   во   многом   зависят  от наследственных факторов,  и  в первую  очередь  от  композиции мышц (соотношения быстрых и медленных мышечных волокон). Преобладание быстрых  мышечных  волокон  способствует  наилучшему  проявлению скоростно-силовых качеств. Большое значение имеют особенности строения тела человека и  отдельных  его  звеньев.  Например,  установлено, что результаты в прыжках лучше у людей с преобладанием нижних конечностей над туловищем, и голени над бедром. Таким  образом, существуют факторы, обусловленные  наследственными  особенностями  и  не поддающиеся тренировке [36].

Наследственные предпосылки сами по себе ещё не гарантируют достаточного развития скоростно-силовых качеств. Обязательным условием являются  систематические  занятия   физическими   упражнениями.  Врезультате систематического и целенаправленного использования скоростно-силовых   упражнений  в  быстрых  мышечных   волокнах   происходят значительные физиологические  изменения,  их толщина  увеличивается, повышается  содержание   сократительных  белков  актина  и  миозина, основного источника энергии миоглобина [13, 31].

Любая деятельность  человека требует биологической энергии. И чем больше величина проявляемых усилий, тем боль требуется энергозатрат. Непосредственным источником  биологической энергии  при мышечном сокращении является расщепление аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), содержание которой в работающих мышцах всегда относительно постоянно, поскольку происходит немедленное её восстановление (ресинтез) в процессе анаэробных  и  аэробных химических  реакций.  Поэтому   увеличение мышечной силы при прочих равных условиях (исходная длина мышцы и т.п.) связано,  прежде   всего,  с увеличением  биологической  энергии.  Можно добиться роста  энергетического обеспечения при проявлении мышечной силы путем тренировок.

Мышцы человека состоят из волокон двоякого рода  — красных и белых. Красные  волокна,  которых  в мышцах около  30%,  сокращаются медленно, но способны  оставаться  в сокращенном состоянии в течение длительного времени. Белые волокна, напротив, быстро сокращаются, однако и утомляются быстрее красных.

В процессе развития мышечной силы, очевидно, синхронизируются прежде  всего белые мышечные волокна. Можно  предположить,  что под воздействием специальной тренировки  происходит  перестройка  красных волокон, скорость их сокращения увеличивается. Объяснить это можно тем, что развитие мышечной силы требует длительной тренировки и выполнения силовых упражнений. Увеличение количества синхронизируемых мышечных волокон   стимулируется  кратковременными  усилиями   с   высокой интенсивностью.   Важно  подчеркнуть,  что  такая  мышечная работа  не вызывает рабочей гипертрофии скелетных мышц, роста их мышечной массы. Субпредельные  и предельные  мышечные напряжения при  выполнении упражнений   ограничивают   суммарную   величину   работы  и  её продолжительность.  Поэтому  обменные  биохимические  процессы  не успевают  активизироваться  в  достаточной  мере,  а  в  связи  с  этим пластические процессы в работающих мышцах не угнетаются и расщепление белков не  преобладает над их синтезом. В результате  в период отдыха в мышцах не происходит суперкомпенсации белков, которая ведет  к  росту мышечной массы [6, 27].

Проявление мышечной силы в процессе двигательной деятельности спортсмена —  это  результат  суммированной  работы группы  мышц. Совершенствование  межмышечной  координации  находится  в  тесной взаимосвязи  с совершенствованием скоростно-силовых качеств. Конечно внутренние, т.е. определяемые строением и функциями организма факторы не сводятся лишь к свойствам мышечной системы. Да и количественные и качественные  показатели напряжения мышц, направленные на обеспечение необходимых действий, зависят от целостных свойств организма и личности.

Таким образом, в основе скоростно-силовых качеств  лежит  целая совокупность  факторов. Их вклад во внешне  проявляемую механическую силу и скорость выполнения движений меняется от конкретных  условий двигательных действий и условий их выполнения

 1.3. Скоростно-силовая подготовка в тренировочном процессе юных   баскетболистов

        В  качестве  основных  средств  воспитания  скоростно-силовых способностей   применяют   упражнения,   характеризующиеся   высокой мощностью мышечных сокращений.  Её  внешним показателем является механическая  мощность силы, проявленной при мышечных  сокращениях. Как известно, она оценивается отношением количества механической работы ко  времени  её  выполнения.  Иначе говоря, для  них  типично  такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого  рода упражнения  принято называть  «скоростно-силовыми».  Эти упражнения отличаются  от  силовых  повышенной  скоростью   и  следовательно, использованием менее значительных отягощений. В их  числе есть  немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений [1,7].

Состав  скоростно-силовых   упражнений,  предусматриваемых программами физического воспитания, широк и разнообразен. В него входят различного рода прыжки, броски, метания, толкания и быстрые поднимания спортивных  снарядов  или других предметов,  скоростные перемещения циклического характера, ряд действий  в играх, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (в  частности, ускорения в играх). Из обширного  комплекса   упражнений   для  строго  регламентированного воздействия на скоростно-силовые качества используют преимущественно те, которые удобнее по скорости и степени отягощений.

Главной методической проблемой при развитии  скоростно-силовых качеств является правильный выбор величины отягощения, что определяет сочетание  скорости  и силы.  Анализ научной  и методической литературы показал,  что  большинство  авторов  предлагают  варьировать  величину отягощения, чтобы не было стабилизации двигательного качества, так как стабилизация   двигательного   качества   лимитирует развитие скоростно-силовых качеств.

Чтобы избежать такой стабилизации,  применяют и варьируют дополнительные отягощения.  С этой целью применяют пояса, отягощающие манжеты в игровых действиях и т.д. Вес отягощений не  должен превышать 5% от общей массы тела спортсмена. Дополнительные отягощения следует применять таким образом, чтобы  они  не искажали структуру движения. Таким образом, в спортивной  практике применяется системное варьирование отягощений,   выполнение   без  внешнего   отягощения  чередуется   с незначительным  отягощением  и  с упражнениями,  выполняемыми  со значительным отягощением.

Добавочные  отягощения   применяются  также  при  создании тонизирующего  следового  эффекта,  который  создается  преодолением повышенного отягощения непосредственно перед выполнением скоростно- силового упражнения.  Содействующим  фактором  является  остаточное нервно-мышечное возбуждение, созданное  предшествующим интенсивным напряжением.  Формирование  оптимального  тонизирующего  следового эффекта достигается при адекватном регулировании тонизирующей нагрузки [9. 12. 20].

Важное  методическое  значение имеет  правильное  установление количества  подходов, серий  и интервалов  отдыха  между ними.  При определении данных показателей следует исходить из того, что снижение интенсивности при выполнении скоростно-силовых упражнений не должно превышать  5%. При большем снижении интенсивности  будет развиваться скоростно-силовая  выносливость.   Поэтому  главным  критерием  для определения количества повторений, серий и  интервалов отдыха является интенсивность выполнения упражнения [14. 15.38].

Скоростно-силовые   упражнения  выполняются   в  довольно непродолжительное    время.    Кратковременность    скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнять их на каждом занятии серийно и по нескольку серий. Длительный перерыв между выполнением  скоростно-силовых упражнений приводит к тому, что организм выходит на фазу  стабилизации и эффект от занятия снижается.  Поэтому многие  авторы  специальной спортивной  и методической  литературы  рекомендуют  развивать  скоростно-силовые качества на каждом занятии [41].

Вместе с тем предельная концентрация  воли,  полная мобилизация скоростно-силовых  возможностей,  необходимость  каждый  раз  при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитирует  объем нагрузки. Особенно характерно это для подростков,  так как  у них  ещё  не завершен  процесс формирования организма.  Поэтому одним из правил  при развитии скоростно-силовых качеств является принцип «заниматься чаще (в смысле частоты  занятий в недельных и других циклах) и понемногу (в смысле ограничения объема нагрузок в рамках отдельного занятия)» [28. 40].

Действенность скоростно-силовых  упражнений  в какой-то  мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более  протяженные циклы занятий при условии, что в  процессе воспроизведения их удается, как минимум поддерживать,  а лучше  — увеличивать  достигнутый уровень скорости  движений. Исходя из  этого,  и нормируют суммарный  объем скоростно-силовых  упражнений,  в частности,  число повторений  их  в отдельном занятии. Динамика скорости  движений служит вместе с тем и одним из основных критериев в регулировании интервалов и отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если  это  поможет восстановить необходимую скорость либо прекратить повторения [4, 10].

Поскольку скоростно-силовая подготовка  предъявляет высокиеитребования к состоянию центральной нервной системы, скоростно-силовые упражнения  следует выполнять вначале основной части тренировочного занятия.  При  выполнении  скоростно-силовых    упражнений  во второй половине основной части занятия процессы утомления значительно снижают интенсивность работы, что допустимо  только  при  развитии скоростно-силовой выносливости  [23, 26].

Важная роль принадлежит  правильному распределению средств и методов скоростно-силовой подготовки в многолетней системе тренировки. В   14-15   лет  приросты  сил  мышц  сгибателей предплечья  и  кисти, разгибателей предплечья,  икроножных мышц не столь значительны,  как в предыдущие  годы  (наибольшие  приросты  в  8-9  лет),  поэтому для поддержания мышечной работоспособности нужны регулярные физические нагрузки [3, 5, 17].

По мнению большинства специалистов, у подростков до 14-15-ти летнего  возраста необходимо подготовить опорно-двигательный  аппарат к интенсивным нагрузкам.

Подростковый  период  характеризуется  интенсивным развитием всех систем организма. Этот период отмечается значительной активизацией половых желез,  что  способствует  увеличению  содержания в организме тестостерона.    Повышенное   содержание  тестостерона    приводит   к возможности  начала  целенаправленной силовой подготовки. На  первых этапах  такая   подготовка  осуществляется  за   счет   упражнений  без дополнительных отягощений и без  предельного напряжения, а также в сочетании  с   силовыми  упражнениями.  В  этот  период  недопустимо целенаправленное использование упражнений ударно-реактивного характера.

Применение  упражнений  с  предельно  выраженным  моментом, мгновенность перехода от уступающих к максимальным преодолевающим усилиям, возможно после завершения формирования опорно-двигательного аппарата при  условии разносторонней физической  подготовки. Даже в тренировке   высококвалифицированных   спортсменов   объемы   таких упражнений  невелики.  Их рекомендуют  нормировать  в  следующих параметрах: количество повторений в одной серии — 5-10, число серий на одном занятии — 2-4, интервалы активного отдыха между сериями — 10-15 минут [8, 16].

Эффективность   скоростно-силовой   подготовки   зависит   от правильного использования скоростно-силовых  упражнений в  структуре микроциклов. Место скоростно-силовых нагрузок в структуре микроциклов зависит  от многих  факторов.  От  количества  занятий  в неделю. При 3 занятиях в неделю  все  из  них необходимо строить как комплексные и развивать скоростно-силовые качества на каждом из них.

В  качестве  основных средств  скоростно-силовой  подготовки   целесообразно   использовать   упражнения,   требующие  максимального  мышечного напряжения в минимальный отрезок времени. Направленность  воздействия  упражнения зависит от величины отягощения. Рекомендуют  использовать дополнительные  отягощения, а также упражнения ударно- реактивного характера [21, 24].

Величина скоростно-силовых нагрузок определяется следующими  факторами: количество повторений в серии, число серий, продолжительность интервалов, отдых между сериями. Все эти параметры следует устанавливать таким образам, чтобы интенсивность выполнения упражнений была не менее 95% от максимально возможного.

В структуре  средних и больших циклов тренировочного  процесса рекомендуют руководствоваться  следующим принципом: чем  ближе  к соревновательному периоду, тем больше  скоростно-силовые  упражнения должны соответствовать  соревновательным действиям. Непосредственно перед соревновательным  периодом нельзя использовать дополнительные отягощения,  так  как  это  может отрицательно  повлиять  на  технику выполнения.

Место и характер скоростно-силовой подготовки в тренировочном процессе зависит от задач, стоящих перед занятием, количеством занятий в неделю, а также от этапа подготовки спортсменов [41].

 ВЫВОД

         Изучение специальной литературы по проблеме скоростно-силовой подготовки баскетболистов, позволяет сделать ряд обобщений, раскрывающих преимущества и  недостатки  теоретического  и  методического  характера. Основные из них  заключаются  в  том,  что  в  практике  тренировки баскетболистов    недостаточно   используются   теоретические   знания, накопленные ведущими отечественными учёными.

В теоретическом плане в специальной литературе по баскетболу не существует какой-либо  обоснованной системы взглядов, регламентирующих скоростно-силовую  подготовку  с  учетом  возраста,  пола,   спортивной квалификации баскетболистов; периодов годичного цикла тренировки и т.д.

Недостаточно   убедительными   остаются    рекомендации   по установлению   оптимальных   норм  скоростно-силовых   упражнений   в отдельных занятиях,  не определено  место  соответствующих упражнений в микро-, мезо- и макроциклах тренировки.

Так,  например, во многих  учебниках и учебных пособиях авторы вообще    не    рассматривают   скоростно-силовую    подготовку    как самостоятельный  раздел   подготовки   баскетболистов.  Они  выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту, силу, выносливость (или гровую  выносливость), координационные способности  —  и  предлагают средства и методы их реализации.

Вместе с  тем  нет  достаточных  знаний   об  интегральности специальной  скоростно-силовой  подготовки,  объединяющей  в  себе  все перечисленные  компоненты.  Как следует  из сказанного  выше,  еще  не определены  специальные  комплексы   средств  и   методы  тренировки, направленные    на    совершенствование    скоростно-силовых   качеств баскетболистов, отсутствуют сведения о нормах нагрузок для спортсменов различного возраста и квалификации.

Таким образом, становится  очевидной целесообразность проведения исследований в  целях  установления зависимости  спортивного мастерства, результативности соревновательной   деятельности  от  уровня  скоростно-силовой   подготовленности   баскетболистов;  обоснования   комплексов рациональных  упражнений  скоростно-силового  характера  и методики  их применения  в  учебно-тренировочном процессе; обоснования нормативов и технологии контроля уровня развития соответствующих качеств.

По результатам  анализа литературных источников можно сделать вывод, что организм юных баскетболистов готов к целенаправленным скоростно-силовым  нагрузкам. Для этого  имеются необходимые биохимические и физиологические  предпосылки.   Однако,  целенаправленную  скоростно-силовую  подготовку   в  этом   возрасте   следует  осуществлять  после предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата к интенсивным физическим нагрузкам.  На первых этапах такая подготовка осуществляется за счет упражнений без  дополнительных  отягощений и  без  предельного напряжения, а также в сочетании с силовыми упражнениями.

 

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ                 ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Цель исследования. Определить средства  развития скоростно-силовыхкачеств и величину нагрузки при развитии скоростно-силовых качеств.

2.1  Для достижения иели, поставленной в работе  были определены следующие задачи:

1.    Определить     средства    скоростно-силовой    подготовки баскетболистов 14-15 лет.

2.    Разработать  и  экспериментально  обосновать  эффективность методики комплексного развития скоростно-силовых способностей.

Методы исследования:

Для  решения  поставленных   в  исследовании  задач  были использованы следующие методы:

1.  Анализ научной и методической литературы;

2.  Хронометрирование;

3.  Педагогические наблюдения;

4.  Педагогический эксперимент;

5.  Педагогическое тестирование;

6.  Методы математической статистики.

1. Анализ научной и методической литературы проводился с целью морфофункциональной характеристики мальчиков 14-15-ти летнего возраста, определения средств  скоростно-силовой подготовки юных спортсменов и методики использования скоростно-силовых упражнений.

2.   Хронометрирование   проводилось   с  целью   определения временных  параметров скоростно-силовых нагрузок. Хронометрирование осуществлялось в рамках педагогических наблюдений.

3. Педагогические наблюдения проводились для изучения состояния скоростно-силовой   подготовки   в   тренировочном  процессе   юных баскетболистов (определение средств и методов). Определение соотношенияи структуры скоростно-силовых нагрузок  в тренировочном процессе юных баскетболистов.

4.  В  ходе работы  проводились  предварительные и  основной педагогические эксперименты.

Предварительные  эксперименты  проводились для обоснования оптимальных параметров скоростно-силовых упражнений в тренировочном процессе юных баскетболистов.

Основной  педагогический  эксперимент  проводился   с   целью определения эффективности методики скоростно-силовой подготовки.

5.  Педагогическое  тестирование  осуществлялось   при  помощи следующих тестов:

•  прыжок в длину с места (см);

•  прыжок вверх (см);

•  бросок набивного мяча (1 кг.) сидя, двумя руками из-за головы.

Прыжок в  длину  с места  толчком  с двух ног: упражнение выполнялось  в трех  попытках,  фиксировался  результат,  показанный  в лучшей попытке.

Прыжок вверх: планка с сантиметровыми делениями закреплялась на баскетбольном щите таким образом, чтобы нижнее деление находилось на уровне 2-х метров, а верхнее — 3-х. Спортсмен  поднимал  вытянутую руку вверх, фиксировалась высота касания планки.  Затем спортсмен выполнял максимальный прыжок вверх, фиксировался максимальный уровень касания пальцами  планки.  Высчитывалась разница  между  вторым и  первым показателями, что и являлось высотой прыжка. Упражнение выполнялось в трех попытках, фиксировался лучший результат.

Бросок  набивного мяча (1 кг.) осуществлялся двумя  руками из-за головы  сидя. Упражнение  проводилось  в спортивном зале. Спортсмен садился на линию  и выполнял максимальный бросок  мяча. Упражнение выполнялось в трех попытках, фиксировался лучший результат.

6.   Для   статистической   обработки   результатов   основного педагогического  эксперимента  применялся  метод  Фишера-Стьюдента, который позволил получить следующие показатели:

X — средняя арифметическая величина;

α- среднее квадратическое отклонение;

d — разность между каждой вариантной и средней арифметической;

Р — частота встречающихся вариант;

m — ошибка среднего арифметического;

t  — Критерий;

с — оценку различий двух сравниваемых выборочных совокупностей.

При  определении значения t — вероятности ошибочного принятия нулевой гипотезы считалось, что если Р не превышало 0,05, то  наблюдаемые различия не случайны. Коэффициент достоверности различий вычислялся потаблице вероятности распределения Стьюдента.

Расчеты осуществлялись  с  применением программы  PASW ,  на компьютере с применением электронных таблиц Excel 2003 в среде Windows ХР SP2 [19].

Выполненная  статистическая обработка  позволила интерпретировать данные, полученные в ходе исследования, проверить степень и порядок связей между показателями.

2.3 Организация исследования

         Организация работы  и решение основных задач исследования проводилось в три этапа:

На первом этапе (октябрь 2011 —  ноябрь 2011)  проводился анализ специальной и научной литературы.

На втором этапе (ноябрь 2011 — март 2012) на базе СДЮШОР по баскетболу Мытищинского муниципального района (Московская область, г.Мытищи, Олимпийский пр., д.23) проводился педагогический эксперимент. Занятия  проводились 3 раза в неделю. Каждое занятие длилось  90 минут. На специальную скоростно- силовую подготовку  отводилось по 15  минут в начале основной части тренировочного занятия.

На   третьем   этапе    (март   2012   —   май   2012) систематизировались  полученные  данные.  Оформлялась  и  описывалась квалификационная работа.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 3.1 Определение оптимальных параметров скоростно-силовых нагрузок

        Как уже говорилось в главе 1, в качестве основных средств развития скоростно-силовых   качеств   используют  упражнения,  при   которых развивается максимальное мышечное напряжение в минимальный отрезок времени.   Ключевой  вопрос  при   нормировании   скоростно-силовых упражнений состоит в определении оптимальной величины отягощения. Как говорилось выше,   от  величины  отягощения  зависит  преобладающий компонент  (сила  или  скорость).  Преимущественная  направленность скоростно-силовых упражнений зависит от этапа подготовки спортсмена.

В нашем исследовании мы рассматривали различные скоростно-силовые  упражнения: броски  мяча разного  веса, прыжки  вверх без отягощения и с дополнительным отягощением, прыжки в глубину – отскок (ударно-реактивное упражнение).

Дополнительные отягощения следует использовать таким образом, чтобы они не искажали структуры движения. При подборе упражнений мы исходили из принципа системного  варьирования отягощений, выполнение без внешнего отягощения чередуется с незначительным отягощением и с упражнениями,  выполняемыми со значительными отягощениями.  Это позволяло не допускать стабилизации в развитии двигательного качества.

Добавочные  отягощения   применялись  также  при  создании тонизирующего   следового  эффекта,  который  создается  преодолением повышенного  отягощения непосредственно перед выполнением скоростно-силового упражнения.

Для  определения   оптимальной  величины  дополнительного отягощения при  прыжках вверх был  проведен модельный  эксперимент. Использовались отягчающие  пояса весом 1,3 и 5 кг.. В начале эксперимента было проведено тестирование по тесту прыжков вверх без отягощения и с различными вариантами отягощений. Результаты представлены в таблице 1.

                                                Таблица 1

Результаты прыжков вверх с различными отягощениями

 

Контрольное   упражнение Средний

результатОтношение к

максимальному1Прыжок вверх без отягощения45 см100%2Прыжок вверх с поясом 1 кг.43 см96%3Прыжок вверх с поясом 3 кг.40 см89%4Прыжок вверх с поясом 5 кг.35 см78%

 

При анализе таблицы  1 видно, что при  увеличении внешнего отягощения результат значительно снижается: при использовании пояса 1 кг.. на 4%, 3 кг. — на 11%, 5 кг.. —  на 22%.  При использовании пояса  5 кг.. в упражнении значительно снижается скоростной компонент и увеличивается силовой.

Для   определения  эффективности   использования   внешних отягощений для образования следового эффекта проведен эксперимент, в ходе которого спортсмены выполняли упражнения с  внешним отягощением (от 3 до 5  повторений).  После  этого им предлагалось выполнить прыжок вверх без отягощения. Данные этого эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты прыжка вверх после скоростно-силовой работы с  отягощениями

 

Разновидность   отягощения

и количество повторенийОтношение 2-го результата к 1 -му

Интервалы отдыха

3 мин5 мин7 мин10 мин11 кг. — 5 повторений93%98%103%100%23 кг. — 5 повторений84%94%98%102%35 кг. — 3 повторения76%88%92%96%

 

Предварительно было проведено исходное тестирование по тесту прыжок вверх; высчитывалось отношение второго результата (после серии упражнений с отягощением) по отношению к первому (исходному).

Как видно из таблицы 2, после серии прыжков с отягощением 1 кг.фаза суперкомпенсации наступает через 5-6 минут отдыха и длится до 10 минут. Это может быть  связано с  положительным  следовым влиянием упражнений с отягощением на организм подростков. Этот следовой эффект исчезает  через  10 минут восстановления. Таким образом,  оптимальным интервалом для отягощения 1 кг. является 5-6 мин.

При  использовании  отягощения  3  кг.  фаза суперкомпенсации наступает через  9-10 минут. При отягощении 5 кг. даже после 3 повторений фаза  суперкомпенсации  не  наступает,  что  может  быть  связано  с запредельным торможением при выполнении упражнений в таких условиях.

Таким  образом,  экспериментально  обоснована   возможность использования  внешних  отягощений  при  прыжках вверх  для  юных баскетболистов  1  и 3  кг. Отягощения 5 кг. не вызывают положительного следового  эффекта.   Из   двух   вариантов   отягощений   наиболее предпочтительным является 1 кг., так  как фаза суперкомпенсации наступает быстрее и для проведения упражнений в таких условиях требуется меньше времени, чем при использовании отягощения 3 кг.

Важное методическое  значение  имеет правильное установление количества подходов,  серий и  интервалов отдыха между ними. Как  уже отмечалось в обзоре  литературы, при определении  данных  показателей следует исходить  из  того, что снижение интенсивности при выполнении скоростно-силовых  упражнений   не  должно  превышать  5%.  Если интенсивность выполнения снижается более чем на 5%, то упражнение будет направлено на развитие скоростно-силовой выносливости.

С целью  определения оптимального количества  повторений была проведена  серия   модельных  экспериментов.  Спортсмены  выполняли повторения серийно, фиксировался результат в каждой попытке. После этого вычислялся  процент  результата  в  каждой  попытке по отношению  к максимальному. Максимальным  являлся  результат  в  любой  попытке, необязательно в первой.

 Таблица 3

Результаты в серии бросков мяча из-за головы сидя (%)

 

Упражнение Отношение результата к максимальному

123456789101бросок мяча (1 кг.)981001009910098979593912бросок мяча (3 кг.)991009998979694928985

 

Из результатов, представленных в таблице 3, видно, что после 5

попытки  в  бросках  набивного  мяча  (1  кг.)  происходило  снижение интенсивности. После  9 попытки  зафиксировано снижение интенсивности более, чем на 5%. При выполнении серии бросков мяча весом 3 кг. снижение интенсивности  отмечалось  после 2-3 попыток,  критическое  снижение интенсивности (более 5%) зафиксировано после 7 попытки.

Таким образом, оптимальным количеством повторений в бросках набивного мяча  являются  следующие:  для  бросков  мяча  1  кг. —  7-8 повторений;  для бросков  мяча 3 кг. —  4-5 повторений. При большем количестве повторений интенсивность выполнения снижается более 5% и будет развиваться скоростно-силовая выносливость.

Для  определения  оптимального   количества  повторений  был проведен модельный эксперимент с сериями прыжков вверх без отягощения и с различными отягощениями. При выполнении прыжков без отягощения интенсивность  выполнения  начала снижаться после четвертой попытки. Снижение интенсивности  более  5% было  зафиксировано  на  седьмой попытке. Таким образом,  оптимальным количеством повторений  в одной серии при выполнении прыжков  без отягощений является 5-7 раз. При большем количестве повторений в одной серии интенсивность снижается более чем на 5%, что недопустимо при развитии скоростно-силовых качеств.

При выполнении прыжков с  отягощением 1  кг.  интенсивность выполнения  начала   снижаться   после   третьей  попытки.   Снижение интенсивности  более 5% было зафиксировано на шестой попытке. Таким образом,  оптимальным  количеством  повторений  в  одной  серии  при выполнении прыжков с отягощейием 1 кг. является 4-6 раз. При большем количестве повторений в одной серии интенсивность снижается более чем на 5%.

При выполнении серии прыжков с отягощением 3 кг. интенсивность выполнения начала снижаться уже после первой-второй попытки. Снижение интенсивности  более  5% было  зафиксировано на четвертой попытке. Во время шестой  попытки интенсивность снизилась на  17%, после шестой попытки  большинство  испытуемых  отказались  от продолжения серии прыжков.  По   результатам  проведенных исследований  считаем,  что использование  отягощений 3 кг.  нежелательно для развития  скоростно-силовых качеств баскетболистов 14-15 лет, так как количество повторений с максимальной интенсивностью не будет превышать 2-3 попыток.

 Таблица 4

Результаты в серии прыжков (%)

Упражнение Отношение результата к максимальному

123456789101Прыжок вверх без

отягощения98991001009897959391882Прыжок вверх с

отягощением 1 кг.9998100989693908681753Прыжок вверх с

отягощением 3 кг.1009997948983—-

 

Для  определения  оптимальных параметров  скоростно-силовых упражнений   ударно-рекреативного   характера  была   проведена   серия экспериментов.  В   начале  определялась  оптимальная  высота  опоры. Спортсменам  предлагалось  спрыгивать  с  опоры  различной высоты с последующим выпрыгиванием вверх.  Фиксировался результат прыжка,  и высчитывалось отношение, выраженное в % по отношению к максимальному результату (при обычном прыжке вверх), результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты прыжка вверх после спрыгивания с опоры

 

Высота опоры Результат прыжка
1 100 см 32 (71%)
2 70 см 37 (82%)
3 50 см 43 (96%)
4 30см 45 (100%)

 

При спрыгивании с опоры высотой 100 см и 70 см интенсивность последующего выпрыгивания составляла 71 и  82%. При спрыгивании с опоры 50 см и 30 см интенсивность последующего выпрыгивания составила 96 и 100%. Использование высоты опоры  более  50 см при выполнении упражнений ударно-рекреативного характера нецелесообразно, так как нет возможности после спрыгивания проявить максимальную интенсивность при выпрыгивании вверх. При спрыгивании с опоры 30 см уступающий эффект при приземлении недостаточный.  Поэтому  оптимальной  высотой опоры является 50 см.

Для  определения  оптимального  количества повторений   при выполнении  прыжка в глубину с  выпрыгиванием вверх был проведен модельный  эксперимент.   Испытуемым   предлагалось  выполнить   10 повторений упражнений, фиксировался результат в каждой попытке. Затем высчитывалось соотношение каждого результата к максимальному. За 100% принимался результат, показанный в лучшей попытке (таблица 6).

Таблица 6

Результаты в серии прыжков (%)

 

Упражнение Отношение результата к максимальному

123456789101Прыжок в глубину-отскок

(опора 50    см) без отягощения9899100100989795939188

 

Из таблицы 6 видно, что снижение интенсивности началось после 3-й попытки, после 5 попытки снижение интенсивности превысило 5%. Таким образом, оптимальным количеством повторений при выполнении прыжка в глубину с опоры 50 см с последующим максимальным выпрыгиванием вверх составляет 4-5 повторений.

При проведении скоростно-силовой подготовки с баскетболистами 14-15 лет оптимальными параметрами являются: для бросков мяча 1 кг. — 7-8 повторений, упражнение выполняется в 2-3 сериях с интервалами отдыха 4-5 минут; для бросков мяча 3 кг. — 4-5 повторений, упражнение выполняется в 2-3 сериях с интервалами отдыха 3-4 минуты. При выполнении прыжков без отягощения — 6-7 повторений в одной серии, упражнение выполняется в 2-3 сериях с интервалом  отдыха 4-5 минут; при выполнении  прыжков  с отягощением 1 кг. — 4-6 раз, в 2-3 сериях с интервалом отдыха 3-4 минуты. При  выполнении прыжков в  глубину с последующим  максимальным выпрыгиванием   вверх   оптимальной   высотой  опоры  является  50см. Оптимальным  количеством  повторений  является 4-5  раз,  упражнение выполняется в 2-3 серия с интервалами отдыха 3-4 минуты.

Скоростно-силовые   упражнения   выполнялись   на   каждом тренировочном занятии, так как длительный перерыв между выполнением скоростно-силовых упражнений приводит к тому, что организм выходит на фазу стабилизации и эффект от занятия снижается.

Объем скоростно-силовых нагрузок лимитировался тем, что для их выполнения необходима предельная мобилизация организма. Поэтому одним из правил при дозировании скоростно-силовых нагрузок мы использовали принцип   «заниматься  чаще   и  понемногу».   На  отдельном  занятии выполнялись упражнения для развития скоростно-силовых качеств верхних и нижних конечностей. Упражнения выполнялись в 2-3 сериях.

Если на  тренировочном занятии решались  несколько задач, то скоростно-силовые упражнения  выполнялись  в  2  сериях  и   носили поддерживающий  характер. Если количество решаемых на тренировочном занятии задач позволяло, то осуществлялась целенаправленная скоростно-силовая подготовка (3 серии).

Скоростно-силовые упражнения  выполнялись в начале основной части тренировочного занятия, так как они предъявляют высокие требования к состоянию центральной нервной системы. Если ставилась задача развития скоростно-силовой выносливости, то упражнения  выполнялись во второй половине основной части занятия,  когда процессы утомления  значительно снижают интенсивность работы.

По   данным   литературных   источников   организм   юных баскетболистов  готов к  целенаправленным  скоростно-силовым нагрузкам. Для  этого  имеются  необходимые  биохимические  и  физиологические предпосылки. Однако, целенаправленную скоростно-силовую подготовку в этом возрасте следует осуществлять после предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата к интенсивным физическим нагрузкам. На первых этапах такая  подготовка осуществляется за счет упражнений без дополнительных отягощений и  без  предельного  напряжения, а  также в сочетании с силовыми упражнениями.

Эффективность   скоростно-силовой   подготовки   зависит   от правильного использования скоростно-силовых упражнений  в структуре микроциклов.

В  подготовительном  периоде  тренировочного  процесса,  кроме обычных   упражнений,  использовались скоростно-силовые упражнения с дополнительными  отягощениями. Чем ближе к соревновательному периоду, тем    больше     скоростно-силовые    упражнения    соответствовали соревновательным  действиям.  Непосредственно  перед  соревнованиями дополнительные   отягощения   в   скоростно-силовой   подготовке   не использовались, так  как  это  могло отрицательно  повлиять  на технику выполнения соревновательного элемента.

3.2 Анализ результатов эффективности методики развития скоростно-                силовых качеств у юных баскетболистов

С  целью  определения  эффективности  разработанной  методики развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов был проведен основной педагогический  эксперимент. Эксперимент проводился в рамках тренировочного  процесса  баскетболистов  14-15 лет. Для  этого  были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. В обе группы вошли по 10 человек.

Занятия проводились по общепринятой методике. Объем скоростно- силовой  подготовки  в экспериментальной  и  контрольной  группе  был одинаковым. Спортсмены из экспериментальной группы в ходе скоростно-силовой подготовки использовали дополнительные отягощения. Параметры всех  скоростно-силовых  упражнений  соответствовали экспериментально обоснованным. Спортсмены из контрольной группы  выполняли скоростно-силовые  упражнения по  общепринятой  методике, а занимающиеся  в экспериментальной группе — по нашей методике.

Результаты тестирования  скоростно-силовой подготовленности в экспериментальной и  контрольной группе представлены в таблицах 7 и 8. В таблице  7  представлен статистический анализ прироста  результатов  в экспериментальной и  контрольной группе в ходе эксперимента.

И  в  экспериментальной,  и  в контрольной  группе  отмечены достоверные  приросты  результатов  за исследуемый период   по  всем скоростно-силовым   тестам.  В  экспериментальной   группе  прирост результатов  больше, чем  в контрольной. В  экспериментальной  группе критерий достоверности составил 0,01, а в контрольной — 0,05.

Таблица 7

Динамика результатов скоростно-силовой подготовленности  в ходе основного педагогического эксперимента

 

Упражнение Время ноябрь март Р
Прыжок в длину с места (см) экспериментальная

контрольная200,43±2,83

201,57+3,22223,57±2,37

215,43±2,28<0,01

<0,05Прыжок вверх (см)экспериментальная

контрольная44.86±1.24

44,71±1,3252,01±0,93

48,57+1,19<0,01

<0,05Бросок мяча (1 кг.)   сидя (см)экспериментальная

контрольная612,86±6,80

610,43±6,34820,71±6,21

690,43±5,08<0,01

<0,05

 

Для определения  эффективности  разработанной нами  методики развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов был проведен сравнительный  анализ  результатов в экспериментальной и контрольной группе. Сравнивались результаты в группах ноябре 2011 года и марте 2012 года.

Анализ результатов в ноябре показал, что обе группы однородные, ни  по  одному  тесту  не  выявлено  достоверных  различий   между экспериментальной  и  контрольной группой (таблица  8).  Тестирование, проведенное в марте показало, что результаты в экспериментальной группе стали лучше, чем  в контрольной.  Хотя достоверное различие выявлено только в показателях упражнения бросок мяча сидя.

Анализ  результатов   в  финале эксперимента   показал,   что   разница   между экспериментальной и контрольной группами ещё больше увеличилась. По всем тестам выявлены достоверные различия между результатами скоростно-

силовой подготовленности. По результатам в прыжках в  длину с места и в прыжках вверх выявлены достоверные различия с критерием достоверности 0,05. По результатам в бросках мяча сидя выявлены достоверные различия с критерием достоверности 0,01.

Более значительные сдвиги в бросках мяча связаны, вероятно, с тем, что на тренировках было больше упражнений бросковой направленности по сравнению  с  прыжками.  Более  значительные  сдвиги  в бросках  мяча  по сравнению  с прыжками можно объяснить тем, что развитию силы рук до начала эксперимента уделялось  недостаточно  времени и первоначальный прирост результата в экспериментальной группе оказался существенным.

Более  значительное увеличение  показателей  скоростно-силовой подготовленности доказывает эффективность предложенной методики.

Таблица 8

 Динамика результатов скоростно-силовой подготовленности  в ходе основного педагогического эксперимента

 

Упражнение Время Экспериментальная (п=10) Х+т Контрольная

(п=10) Х+тРПрыжок в длину

с места (см)ноябрь

январь

март200,43±2,83

212,71+2,35

223,57±2,37201,57±3,22

209,29±2.49

215,43±2,28>0,05

>0,05

<0,05Прыжок вверх

(см)ноябрь

январь

март44,86±1,24

47,71±1,21

52,01±0,9344,71+1,32

46.57+1.25

48,57±1,19>0,05

>0,05

<0,05Бросок мяча

(1 кг.)   сидя (см)ноябрь

январь

март612,86±6,8

765,71±5,53

820,71±6,21610,57+5,53

630,58±7,4

690,43±5,08>0,05

<0,01

<0,01

Занятия, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе проводились одним и  тем же тренером. Более того,  занятия проводились совместно, в рамках одного тренировочного процесса. Время, отводимое на скоростно-силовую  подготовку,  было  одинаковым.  Поэтому  влияние посторонних факторов было минимальным.

ВЫВОДЫ:

1. Наибольший  эффект целенаправленного развития скоростно-силовых способностей достигается:

— для бросков  мяча 1  кг.  — 7-8 повторений, упражнение  должно выполняться в 2-3 сериях с интервалами отдыха 4-5 минут;

— для бросков  мяча 3  кг.  — 4-5 повторений, упражнение  должно выполняться в 2-3 сериях с интервалами отдыха 3-4 минуты;

— для прыжков вверх без дополнительного отягощения — 6-7 повторений в одной серии, упражнение должно выполняться в 2-3 сериях с интервалом отдыха 3-4 минуты;

— для прыжков вверх  с  дополнительным отягощением 1 кг. —  4-6 повторений, упражнение  должно выполняться в 2-3 сериях  с интервалом отдыха 4-5 минут;

—  при выполнении прыжков  в глубину с последующим максимальным выпрыгиванием  вверх  оптимальной   высотой  опоры   является  50см. Оптимальным  количеством  повторений  является  4-5  раз,  упражнение

выполняется в 2-3 серия с интервалами отдыха 3-4 минуты.

2. Разработанная и экспериментально обоснованная на базе методики целенаправленного  развития скоростно-силовых способностей технология построения учебно-тренировочного процесса создает благоприятные условия для адаптации организма юных баскетболистов 14-15 лет к специфическим тренировочным  нагрузкам,   выражающиеся в   повышении   уровня   их физического развития, физической и скоростно-силовой  подготовленности. Эффективность предложенной методики доказана достоверными различиями в  результатах  контрольных  упражнений  между  экспериментальной и контрольной группами в конце эксперимента.